Политика информационной безопасности
Версия от 11.04.2022
- Общие положения
Настоящая Политика информационной безопасности ТОО «Интернет-компания PS» (далее —
Политика) определяет систему принципов обеспечения безопасности информации и представляет
собой систематизированное изложение целей и задач защиты, основных принципов построения,
организационных, технологических и процедурных аспектов обеспечения безопасности
информации в ТОО «Интернет-компания PS» (далее — Компания).
Обеспечение информационной безопасности Компании осуществляется в рамках циклической
модели менеджмента информационной безопасности: «планирование — реализация —
проверка — совершенствование». Политика является общедоступным документом, который может
предоставляться без ограничений всем заинтересованным лицам.
Информационная безопасность (далее — ИБ) — состояние информационной системы, при
котором невозможен несанкционированный доступ, использование, раскрытие, искажение, изменение,
исследование, запись или уничтожение информации. ИБ подразумевает под собой механизм,
регулирующий обмен информацией и соответствующий таким принципам, как:
конфиденциальность, доступность и целостность.
Информационная система (ИС) — совокупность технического, программного
и технологического обеспечения, а также персонала, обеспечивающая хранение,
обработку и выдачу информации в интересах достижения поставленной цели.
Политика учитывает современное состояние и ближайшие перспективы развития информационных
технологий в Компании, цели, задачи и правовые основы их эксплуатации, режимы
функционирования, а также содержит перечень угроз безопасности для объектов
и субъектов информационных отношений Компании.
Требования настоящей Политики распространяются на все структурные подразделения Компании.
Политика разработана в соответствии с законами и нормативными правовыми актами
Республики Казахстан (далее — РК).
Политика является методологической основой для:
- формирования и соблюдения единых политик в области обеспечения безопасности
информации в Компании;
- организации работ по выявлению информации, подлежащей защите, обоснованию уровня
ее конфиденциальности и документальному оформлению в виде соответствующих
перечней;
- принятия управленческих решений и разработки практических мер по воплощению
политики безопасности информации;
- выработки комплекса согласованных мер, направленных на выявление, отражение
и ликвидацию последствий реализации различных видов угроз безопасности информации;
- координации деятельности структурных подразделений Компании при проведении работ
по созданию, развитию и эксплуатации информационных технологий с соблюдением
требований по обеспечению безопасности информации;
- разработки предложений по совершенствованию правового, нормативного, технического
и организационного обеспечения безопасности информации в Компании.
Защита информационных ресурсов осуществляется в рамках системы управления ИБ,
соответствующей:
- требованиям стандартов ISO/IEC 27001:2013 и СТ РК ISO/IEC 27001-2015:
«Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы
менеджмента информационной безопасности. Требования»;
- требованиям законодательства РК, нормативным и договорным обязательствам Компании
с точки зрения информационной безопасности;
- настоящей Политике информационной безопасности Компании.
Областью действия системы управления информационной безопасностью (далее — СУИБ) Компании
является успешное предоставление, сопровождение и поддержание услуг обработки данных
и услуг по обеспечению инфраструктурой для размещения данных и информационных
технологий.
Руководство Компании, в лице генерального и исполнительного директоров, полностью
берет на себя ответственность за деятельность по обеспечению ИБ
в Компании, декларирует свою приверженность вышеуказанным целям и принципам,
а также обязывает к этому весь персонал Компании. Сотрудники Компании несут
персональную ответственность за соблюдение требований документов СУИБ и обязаны
сообщать обо всех выявленных нарушениях в области ИБ.
Политика направлена на достижение основных целей:
- защиту целостности информации, используемой и обрабатываемой в рамках области
сертификации;
- сохранение конфиденциальности критичных информационных ресурсов;
- обеспечение доступности обрабатываемой информации в ИС Компании;
- обеспечение непрерывности основных бизнес-процессов, функционирующих в рамках области
сертификации;
- сокращение времени реагирования на инциденты ИБ;
- повышение качества оказываемых услуг.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
- активного участия руководства в управлении ИБ Компании;
- повышения осведомленности сотрудников и, где применимо, подрядчиков в области
рисков, связанных с информационными ресурсами;
- четкого распределения ответственности и обязанностей сотрудников
по обеспечению ИБ;
- разграничения доступа сотрудников к аппаратным, программным и информационным
ресурсам Компании;
- регистрации действий пользователей в системных журналах при использовании сетевых
ресурсов;
- контроль корректности действий пользователей систем путем анализа содержимого этих журналов;
- защиты от вмешательства посторонних лиц в процесс функционирования ИС;
- контроля целостности используемых программных средств, среды исполнения программ
и ее восстановление в случае нарушения, а также защиты систем
от внедрения вредоносных кодов;
- защиту информации с ограниченным распространением, персональных данных от утечки
по техническим каналам при ее обработке, хранении и передаче по каналам
связи;
- обеспечения аутентификации пользователей ИС и ресурсов;
- своевременного выявления угроз ИБ, причин и условий, способствующих нанесению
ущерба;
- создания условий для минимизации и локализации наносимого ущерба неправомерными
действиями физических и юридических лиц;
- введение практики дисциплинарного взыскания в случае нарушения Политики;
- ликвидации последствий нарушения ИБ;
- разработки и внедрения правил и инструкции по обеспечению ИБ, контроля
исполнения соответствующих требований сотрудниками Компании;
- реализации мероприятий по оценке, управлению и минимизации информационных рисков;
- непрерывное совершенствование СУИБ.
- Ответственность и обязательства руководства
Эффективная безопасность требует подотчетности, исчерпывающего определения и признания
обязанностей в сфере безопасности. Руководство должно отвечать за все аспекты
управления безопасностью, включая принятие решений по управлению рисками. Отдельные
ее факторы, такие как тип, форма регистрации, размер и структура Компании, повлияют
на то, на каком уровне будут определены эти обязанности. Надлежащее определение
и разграничение подотчетности, специфических служебных обязанностей
и ответственности должно обеспечивать эффективное и квалифицированное выполнение
всех важных задач.
Руководство принимает непосредственное участие в решении вопросов, связанных
с обеспечением ИБ в соответствии с целями деятельности Компании (бизнеса),
законами и нормативными актами.
Руководство осуществляет поддержку заданного уровня ИБ путем внедрения СУИБ, а также
путем распределения обязанностей и ответственности персонала за ее обеспечение.
Руководство должно:
- формулировать, пересматривать и утверждать Политику ИБ, а также следить
за эффективностью ее реализации;
- обеспечивать четкое управление и реальную поддержку инициатив в области ИБ;
- предоставлять ресурсы для обеспечения ИБ;
- обеспечивать координацию мер контроля ИБ Компании;
- закреплять обязанности сотрудников по ИБ в Компании посредством должностных
инструкций, приказов, указов и т.д.;
- инициировать идеи, планы и программы по поддержанию осведомленности об ИБ,
определять потребность обучения сотрудников и, при необходимости, подрядчиков Компании
методам и процедурам обеспечения безопасности, определять обязанности, относящиеся
к установке и обслуживанию программного обеспечения и аппаратной части;
- определять потребность в консультации специалиста внутри Компании или со стороны
по вопросам ИБ, и контролировать результаты консультаций по всей
Компании;
- четко устанавливать ответственность руководителей подразделений за различные активы
и процессы безопасности, детали этой ответственности должны быть документированы,
уровни полномочий должны быть ясно определены и документированы;
- ввести практику дисциплинарного взыскания в случае нарушения Политики;
- ликвидировать последствия нарушения ИБ;
- обязательно и своевременно выявлять, пресекать попытки нарушения установленных правил
обеспечения ИБ.
Контроль деятельности пользователей, каждого средства защиты и в отношении любого
объекта защиты должен осуществляться на основе применения средств оперативного контроля
и регистрации и должен охватывать как несанкционированные, так
и санкционированные действия пользователей.
Сотрудники должны быть ознакомлены с мерами ответственности за разглашение
информации в соответствии с их функциональными обязанностями, а также
с мерами ответственности за возможные нарушения.
- Основные принципы обеспечения информационной безопасности
Основными принципами обеспечения ИБ в Компании являются:
- соблюдение требований законодательства Республики Казахстан;
- соответствие международным и национальным стандартам в области ИБ,
действующим на территории Республики Казахстан;
- постоянный и всесторонний анализ информационного пространства с целью выявления
уязвимостей информационных активов;
- выявление причинно-следственных связей возможных проблем и построение на этой
основе точного прогноза их развития;
- оценка степени влияния выявленных проблем;
- комплексное использование методов и средств защиты компьютерных систем, перекрывающих
все существенные каналы реализации угроз и не содержащих слабых мест
на стыках отдельных ее компонентов, защита должна обеспечиваться физическими
средствами, организационными, технологическими и правовыми мерами, при этом меры,
принимаемые для обеспечения ИБ, не должны усложнять достижение уставных целей,
а также повышать трудоемкость технологических процессов обработки информации;
- эффективная реализация принятых защитных мер;
- гибкость средств защиты для обеспечения ИБ Компании в случае возможных изменений
внешних условий и требований с течением времени;
- совершенствование мер и средств защиты информации на основе преемственности
организационных и технических решений, анализа функционирования ИС с учетом
изменений в методах и средствах перехвата информации и воздействия
на их компоненты, нормативных требований по защите и опыта как
отечественных, так и зарубежных организаций достигнутого в этой области;
- непрерывность принципов безопасного функционирования;
- обязательность и своевременность выявления, пресечение попыток нарушения установленных
правил обеспечения ИБ;
- четкое определение функциональных целей и целей ИБ в документах
во избежание неопределенности в организационной структуре, ролях персонала,
утвержденных политиках и невозможности оценки адекватности принятых защитных мер;
- определение персональной ответственности за обеспечение безопасности информации
и системы ее обработки для каждого сотрудника в пределах его полномочий.
В соответствии с этим принципом распределение прав и обязанностей сотрудников
должно быть построено таким образом, чтобы в случае любого нарушения круг виновников
был четко известен или сведен к минимуму;
- обеспечение доступности услуг и сервисов для своих клиентов и контрагентов
в сроки, установленные соответствующими договорами (соглашениями) и/или иными
документами;
- наблюдаемость и возможность оценки обеспечения ИБ, результат применения защитных
мер должен быть явно наблюдаем (прозрачен) и оценен специалистом, имеющим
соответствующие полномочия;
- классификация обрабатываемой информации, определение уровня ее важности
в соответствии с законодательством РК.
- Правила пересмотра
Политика ИБ, а также вся документация по СУИБ Компании, в соответствии
с постановлением Правительства РК «Об утверждении единых требований
в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной
безопасности», требует регулярного пересмотра и корректировки не реже одного раза
в два года.
Внеплановый пересмотр документации СУИБ проводится в случае:
- внесения существенных изменений в организационную структуру Компании;
- изменений в законодательстве РК;
- возникновения инцидентов ИБ.
При внесении изменений учитываются следующие входные данные:
- результаты аудита ИБ, а также результаты предыдущих аудитов;
- рекомендации независимых экспертов по ИБ;
- существенные угрозы и уязвимости ИС;
- отчеты об инцидентах в области ИБ;
- рекомендации органов государственной власти;
- обратная связь заинтересованных лиц;
- статус превентивных и корректирующих действий;
- результаты протоколов руководства по ИБ;
- процесс производительности и комплаенс с политикой ИБ;
- изменения, которые могут затронуть подход организации к управлению ИБ, включая
изменения организационной сферы, бизнес обстоятельств, доступности ресурсов, контрактные
регуляторные требования и техническое окружение;
- тренды, относящиеся к угрозам и уязвимостям;
- сообщенные инциденты ИБ.
Пересмотр документации СУИБ осуществляется специалистами, ответственными
за ее разработку и внедрение, а также включает в себя оценку
возможности улучшения ее положений и процесса управления ИБ в соответствии
с изменениями.
Итогом пересмотра руководством документации СУИБ является совершенствование организационного
подхода по управлению ИБ, контролей и их целей, распределение ресурсов
и обязанностей и т.п.
Документация СУИБ подлежит обязательному пересмотру по результатам проведения анализа
и оценки рисков ИБ для ИС и должна актуализироваться по мере
необходимости.
Пересмотренная документация СУИБ утверждается руководством Компании.